Размышления на тему…

      Моя жизнь с детства связана с литературой. Сначала много читала. Особенно стихи. Потом начала писать сама. Дорога привела в литературное объединение. С пишущими людьми нахожусь постоянно рядом. Кто-то приходит за похвалой и легкой славой, кто-то за общением и желанием поделиться своими наработками, кто-то для того, чтобы восполнить знания и умения, познать основы и принципы стихосложения. Это люди разного возраста, образования, социального положения.

     В Мелитополе уже 92 года существует литературное объединение имени Павла Ловецкого. Возглавляя его без малого пятнадцать лет, имела возможность наблюдать за ростом и развитием творческих личностей. В нашем ЛитО звучат классические и современные ритмы, созвучные времени и настроению авторов.

      Но это все предисловие. Суть вот в чем. 

     При гуманитарных вузах преподаватели-филологи часто организовывают молодежные литературные кружки и объединения. 

     И это правильно. 

     Будущее за молодыми.

     Именно им Завтра нести в массы литературное слово. Однако, довольно часто профессиональные филологи со званиями и научными степенями нивелируют роль наставника-литератора, утверждая, что только они могут быть беспристрастными ценителями творчества и руководителями литературных сообществ, а возглавляемые литераторами коллективы обречены подчиняться вкусам и пристрастиям возглавляющих их поэтов и писателей. 

   Позвольте не согласиться. Испокон существуют в творческих вузах студии признанных мэтров. В консерваториях, балетных школах, театральных училищах. Их выпускники гордятся своими учителями и наставниками, щедро делящимися с ними знаниями, умениями, практическими приемами. Да, педагоги-теоретики могут познакомить с обилием жанров и направлений, научить анализировать тот или иной текст, но, порой, увлекаясь теорией, забывают о духовности произведений.

   Недавно была свидетелем положительной оценки доктором филологии стихотворения о боевых действиях. В нем «герой», который шел вместе с товарищами в атаку, остановился, огляделся, выбрал удобную позицию за кустами и начал стрелять. В результате все погибли (вот лохи! – подразумевалось по смыслу). Живым и невредимым вернулся только автор. Честно говоря, я была шокирована и содержанием, и позицией автора, и реакцией слушателей. Неужели такой умный, продуманный, образованный «герой» не понял, что если бы все поступили так же «мудро», как он, не было бы побед. Безумно жаль погибших солдат! И если есть возможность выполнить поставленные задачи, сохранив жизнь бойцов, не использовать ее преступление. Но это война. И нередко возникают ситуации, когда кто-то первым выскакивает из окопа,  и, охваченные единым порывом, следуют за ним товарищи. Как же можно опуститься до того, чтобы вместо благодарности и восхищения, порицать удаль и самоотверженность бойцов, которые именно своими действиями подарили «герою» время, чтобы осмотреться, выбрать удобную позицию и даже пару раз стрельнуть! Это возмутительно! Представляю масштабы вреда, который могут оказать подобные опусы, если пойдут в массы!  

   Литераторы всегда были голосом нации, формируя своими произведениями патриотическое настроение, прославляя честь, доблесть и мужество. Вдохновителями их становятся настоящие герои. Как мощно, до дрожи в сердце, до кома в горле прозвучали слова песни: «…и один в поле воин, если это русский танк «Алеша»!.. 

   Вот я и думаю, не лучше ли вместо противопоставления значимости личностей, возглавляющих литературные коллективы, (что, кстати, приносит немало вреда в становлении молодых литераторов!) просто заниматься своим делом. И каждому на своем месте помогать оттачивать каждую строчку и каждую мысль. Чтобы выходили не сухие описательные опусы или, что еще хуже, разлетались творения с вышеописанными сюжетами, а звучала настоящая Поэзия, во всех смыслах этого короткого, но такого емкого слова?

С.Непомнящая